Автор: Мокиевская Евгения Львовна, заместитель заведующего по ВМР
Описание основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 “Ромашка”» Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 “Ромашка”» (далее - Программа) является нормативно-управленческим документом. Программа определяет объем, содержание, планируемые результаты и организацию образовательной деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 2 “Ромашка”» (далее - Учреждение). Она обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка по пяти направлениям – образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое», определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса ДОУ. Программа разработана в соответствии с основными нормативноправовыми документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» , зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384 - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. № 1014); - Профессиональным стандартом педагога (воспитатель, учитель) (приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н; - Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 №722-p «Изменение в отраслях социальной сферы, нараправленные на повышение эффективности образования и науки»; - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Методическими рекомендациями МР 2.4.0259-21; - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении СанПин» 1.2 3685-21). Программа разработана с учётом: - Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Авторы О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец и др. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, разработана на основе парциальных программ: - Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»/ Князева О.Л., Маханева М.Д.— 2-е изд. Переработанное и дополненное - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. - «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторский коллектив: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - «Я люблю трудиться» Автор: Л.В. Куцакова. Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. - Программа «Наш дом – природа»/ Автор: Н.А. Рыжова. Издательство «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005г. Возрастной контингент – от 5 до 7 лет. - Программно-методическое обеспечение реализации проекта «Великий Устюг- Родина Деда Мороза» в образовательных учреждениях., Вологда, 2009. Авторы: Р.И. Борщевникова, Т.В. Илатовская, Е.И. Касаткина, З.А. Кокарева и др. Возрастной контингент – от 5 до 7 лет - Программа «Юный эколог» Автор: С.Н. Николаева Издательство: «Мозаика-Синтез», 1999 г. Возрастной контингент – от 2 до 7 лет. - Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» Автор: Л.В. Куцакова. Издательство: «ТЦ Сфера», 2005. Возрастной контингент – от 1 до 7 лет. - Программа «Математика в детском саду». Автор: В.П. Новикова Издательство: Мозаика-Синтез, 2012. Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. - Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду Автор: О.С. Ушакова. Издательство: ТЦ Сфера, 2006. Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. - Педагогическая технология по обучению дошкольников грамоте «Ступеньки грамоты», Авторский коллектив: Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Издательство: Школьная пресса, 2011. Возрастной контингент – от 4 до 7 лет. - Программа «Цветные ладошки» Автор: И.А Лыкова. Издательство: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. Возрастной контингент – от 2 до 7 лет. - Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. Авторский коллектив: В.Д. Дмитриева, Т.Б. Королева, И.С.Кузнецова и др. Под общей редакцией Грибовской А.А. Издательство: Педагогическое общество России, 2004. Возрастной контингент – от 3 до 7 лет - Художественный труд в детском саду. Автор: И.А. Лыкова. Издательство: ООО ИД «Цветной мир». Возрастной контингент – от 4 до 7 лет. - Программа «Здравствуй». Автор: М.Л. Лазарев.Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. Издательство: «Мнемозина», 2007, а так же иные педагогические технологии и разнообразные методические пособия. Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Задачи программы Программа, ориентирована на: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 “Ромашка”» Великоустюгско
Автор: Мокиевская Евгения Львовна, заместитель заведующего по ВМР
Аннотация к адаптированной основной общеобразовательной программе для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 “ Ромашка”» Адаптированная основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Родничок» (далее «Программа») предназначена для педагогов, которые работают с детьми от 4-х до 7-ми лет, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). Программа разработана для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, посещающих муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 “Ромашка”» города Великий Устюг, обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников в группах общеразвивающей направленности ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. «Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. «Программа» включает следующие образовательные области: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. - Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная деятельность дошкольников. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; - Конвенцией о правах ребёнка ООН; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384); - основных положений Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р 2 - «Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598; - «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014); - Уставом МБДОУ «Детский сад № 2 “Ромашка”»; - Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 2 “Ромашка”»; - Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. Программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Н. В. Нищева. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития физических, духовно- нравственных, интеллектуальных и художественно- эстетических качеств дошкольников. Цель Программы ― построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития: физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств дошкольников, формирование у детей способности к усвоению элементарных языковых закономерностей. Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи. Программа направлена на расширение возможности понимания речи и расширение представлений об окружающей действительности, коррекцию недостатков речевого развития, профилактику вторичных нарушений, развитие творческих и коммуникативных способностей детей в различных видах деятельности, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что сформирует готовность к дальнейшему обучению. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического состава и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителялогопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников. Задачи Программы: Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования: 1.Формирование лексико-грамматических средств языка: - уточнять и расширять объем пассивного словаря импрессивной речи; 3 - уточнять и расширять объем номинативного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи; - уточнять понимание обобщающих значений слов и формировать обобщающие понятия; - совершенствовать навыки употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. 2. Развитие фонематической системы речи: - развивать фонематический слух и внимание; - вырабатывать и совершенствовать навыки произношения и дифференциации звуков; - формировать слоговую структуру слова. 3. Развитие фонетической стороны языка: - формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох; - развивать силу, динамику и модуляцию голоса; - активизировать движения артикуляторного аппарата; - воспитывать умеренный темп речи; - развивать интонационную выразительность и ритмичность речи. - Развитие связной речи и речевого общения. - Развитие общей и мелкой моторики. 4. Развитие психических функций. Содержание программы отражает реальные условия группы и кабинета специалистов. Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) кабинета специалистов обеспечивает создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования. В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями обучающихся. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. В организационном разделе Программе представлено материально-техническое обеспечение, даны рекомендации по созданию и оснащению предметно- пространственной развивающей среды в методическом кабинете (для учителя-логопеда) и групповом помещении. В соответствии с Программой, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В Программе раскрыты особенности планирования педагогами, праздников ДОУ, событий, мероприятий. В приложении к Программе представлены учебный план, режим дня, сетка занятий, перечень пособий методического комплекта, расширенные списки специальной и методической литературы. 4 В целом адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад № 2 “Ромашка”» выстроена с учетом всех предъявляемых к ней требований, имеет достаточный объем и соответствующее оформление. Таким образом, является основополагающим документом для организации образовательного процесса в группе для детей с ТНР.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 2 “РОМАШКА”» г. ВЕЛИКИЙ УСТЮГ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор: Мокиевская Евгения Львовна, заместитель заведующего по ВМР
Основная общеобразовательная программа образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 2 “Ромашка”» г. Великий Устюг (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), особенностями образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников, на основании Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утверждённой приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1028. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Программа сформирована как программа разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Основополагающими нормативно-правовыми документами при разработке основной образовательной программы являются:
-Конституция РФ, ст.43, 72;
-Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599);
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Программа направлена на создание пространства детской реализации – поддержку творчества, инициативы, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие ребѐнка. Программа включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, каждый из которых состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Программы соответствует ФОП ДО в соответствии с ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40%.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
Цвет
Межбуквенный интервал
Межстрочный интервал
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)
Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности
Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше